Всемирное наследие Индии: храмовый комплекс Махабодхи

Один из самых известных буддийских храмовых комплексов под названием Махабодхи расположен на территории штата Бихар в небольшом, по индийским меркам (более 5,5 миллионов человек), городе Бодх-Гая (Бодхгая), который находится в 96 километрах от административного центра штата города-порта Патна (историческое название Паталипутр).

Это одно из четырех наиболее священных мест паломничества буддистов (наравне с Лумбини (городок в Непале в 10 километрах от границы с Индией), место рождения Будды, Сарнатхом, где он провел свою первую проповедь и Кушинагаром, откуда покинул бренный мир), связанное с жизнью Будды и, в частности, с обретением им Просветления.

История храма

Согласно легенде, около 500 года до Рождества Христова, в поисках истины и Просветления (Пробуждения) по миру странствовал переодетый в монашеские одеяния принц из царственного рода шакьев Сиддхартха Гаутама.

После долгих скитаний будущий основатель буддизма пришел в город Бодх-Гая, где в роще его угостила молоком и рисовым пудингом девушка по имени Суджата, принявшая его за духа дерева по его изнеможенному виду.

После скромной трапезы, принц устроился под священным фикусом (впоследствии растение получило название «Дерево Бодхи» («Дерево Просветления»)), где в течение 49 дней предавался медитациям, пока в полнолуние месяца вайшакха (второй месяц по единому национальному календарю Индии), в ночь своего зачатия (на тот момент ему исполнилось 35 лет) не нашел ответы на все интересующие его вопросы и не достиг Пробуждения.

Получив бесценный опыт и приняв новое имя Будда (буквально «Пробудившийся»), он отправился в город Сарнатх, где нашел своих первых последователей и прочел им первую проповедь, в которой раскрыл тайны учения о «четырех благородных истинах».

Доподлинно неизвестно, кто основал храм Махабодхи, но считается, что этим «счастливчиком» был легендарный правитель империи Мауриев Ашока Великий, посетивший эти места спустя 250 лет после Пробуждения Будды.

По мнению некоторых исследователей и историков, храм был построен (или перестроен) во времена существования Кушанского царства – древнего государства, располагавшегося на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии, период расцвета которого пришелся на 105 – 250 годы нашей эры.

После того, как буддизм в Индии стал приходить в упадок (конец XI – начало XII веков), храм покинули последние служители, он был погребен под внушительным слоем земляной породы и песка и о нем позабыли.

В конце XIX веке о храме «вспомнил» бирманский царь Миндон-Мин (Mindon-Min), который добился разрешения индийского правительства на проведение восстановительной кампании (1874 – 1884 годы) шедевра буддийской архитектуры.

В 1884 году ему на смену пришел английский востоковед и индолог, сын знаменитого шотландского писателя Аллана Каннингема, сэр Александр Каннингем, который совместно с Дж.Д. Бегларом (J.D.M. Beglar) и доктором Раджендралалом Митра (Rajendralal Mitra), продолжил реставрационные работы и начал археологические раскопки вокруг храма, финансируемые и контролируемые Британским Археологическим обществом. Результат превзошел все ожидания – храм Махабодхи был полностью восстановлен в первозданном виде.

В начале последнего десятилетия XIX века религиозный лидер буддистов Шри Ланки Анагарика Дхаммапала организовал компанию по передаче полномочий управления Храмом буддистам.

К 1949 году были достигнуты определенные положительные результаты – ответственность за организацию деятельности Храма была возложена на правительство штата Бихар, которое назначила комитет из девяти человек по управлению Храмом.

Единственным, неоспоримым, условием, которое действует и по ныне, было то, что все члены комитета должны являться гражданами Индии, а его председатель обязательно должен принадлежать к индусам.

В настоящее время международные буддийские организации выдвигают ряд требований, в том числе и о расширении численного состава комитета и включения в него своих представителей.
Описание храма.

Храм выполнен в форме гигантской башни в форме пирамиды, которая врезается в небо на высоту 50 метров. Напротив каждого ребра башни находится башенка поменьше. Первоначально он был задуман как вихара – место, где могли уединяться странствующие монахи во время сезона дождей.

Во времена становления буддизма, странствующие монахи не имели постоянного жилья. Во время «плача природы» убежищами служили деревянные или бамбуковые жилища. Предоставить монаху угол и накормить скромной пищей считалось не только благородным жестом, но и являлось великой заслугой.

Чтобы монахи могли вести достаточно уединенный образ жизни и беспрепятственно предаваться медитациям, зажиточные миряне-буддисты стали строить для них монастыри. Одним из основных источников дохода таких «поселений» были милостыня и подношения жителей близлежащих населенных пунктов.

На территории современного индийского штата Западная Бенгалия и государства Бангладеш располагалось огромное количество вихар. Они воплощали в себе все архитектурные черты кушанского стиля и представляли собой, прямоугольный двор правильной формы, в котором располагалось четыре ряда келий в каждой из сторон. Материалом для строительства обычно служил камень или кирпич.

Если община пополнялась новыми членами, то к основному помещению пристраивали новые. Нередко эти постройки размещались компактно, в несколько ярусов, которые поддерживались столбами. Внутри размещалась ступа с ракой внутри.

В качестве материалов при строительстве Храма использовался кирпич с голубоватым оттенком и минимальное количество цементного раствора, благодаря чему каждый кирпичик точно подогнан друг к другу. Поэтому время веков не нанесло значительно ущерба зданию храма, которое выдержало даже силу частых и разрушительных землетрясений. Сегодня наружная поверхность стен скрыта под слоем штукатурки, создавая иллюзию цельнолитого бетонного сооружения.

Толщина стен Храма Махабодхи достигает пяти метров, что позволило древним мастерам украсить их барельефами, а также выполнить глубокие ниши и установить туда статуи. В верхней части башни имеются пустые углубления, в которых раньше размещались голубоватые и позолоченные изображениями Будды и Бодхисаттвы (существо (или человек), которое приняло решение стать Буддой для блага всех существ).

Вокруг Храма расставлены чаши с водой и маслом, на поверхности которых плавают розовые лепестки.

Каждый вечер Храм превращается в удивительный сияющий объект. Это зажигаются наружные огни, а монахи выкладывают мантры (священные гимны в индуизме и буддизме, которые требуют точного повторения составляющих их звуков) из светящихся гирлянд.

Древние строители предусмотрели множество потайных выходов из Храма Махабодхи, один из которых постоянно открыт для паломников.

Статуя Будды

Внутри храма, на том месте, где Будда достиг Просветления, на алтаре установлена его позолоченная статуя, облаченная в роскошные одежды – это подарки паломников. Великий учитель всех буддистов изображен сидящим в традиционной «позе Лотоса». Его правая рука опущена вниз и касается земли, что означает время Освобождения, глаза, находятся в полузакрытом состоянии, а таинственная улыбка на лице внушает веру в то, что муки человечества и океаны страстей будут преодолены.

Существует интересная история о создании первой статуи Будды. Однажды, легендарный сподвижник Будды Гаутамы – Манджушри (он считается олицетворением высшей мудрости), переодевшись священником-брахманом, пришел в храм Махабодхи и провозгласил, что за шесть месяцев сможет создать статую своего духовного учителя.

Получив благословение настоятеля храма, «вооружившись» масляной лампой и ароматизированной глиной, он повелел запереть его внутри храма и не отворять до окончания работы.

Но любопытство монахов взяло верх над здравым смыслом. Они тайком открыли двери храма и вошли внутрь. Перед их взором предстала почти завершенная (небольшая зона под правой грудью не была выровнена) статуя Будды, но самого скульптура рядом не оказалось.

Через некоторое время один из монахов увидел пророческий сон, в котором ваятель статуи произнес: «Я Манджушри – Будда Мудрости, боясь, что никто не сможет создать образ Будды, я решил сделать его сам».

К сожалению, первая статуя Будды не сохранилась до наших дней. Вероятнее всего, она была разрушена во время мусульманского нашествия.

Сегодня в храме Махабодхи «сидит» статуя, обнаруженная при раскопках во дворе одного из индуистских храмов вышеупомянутым сэром Александром Каннингемом. По его просьбе скульптура была перенесена в храм и установлена на алтарь на вечное «хранение». Со временем она приобрела позолоченное покрытие, а монахи с острова Шри-Ланка, согласно своей устоявшейся традиции, «одевают» ее в различные монашеские одеяния, которые составляют внушительный гардероб, пополняемый паломниками.

Ежедневно проведать знаменитую статую приходят многочисленные пилигримы. С собой они приносят различные подношения из разнообразных цветов, в том числе и лотоса, фруктов или просто сладостей, искусно выложенных на специальных тарелочках. По обе стороны от плотного потока людей сидят монахи, которых, если повезет, можно сфотографировать.

Восемь священных символов буддизма

В храме находятся восемь благих символов, которые «помогли» Будде достичь Просветления:

  • стяг победы – символизирует победу учения Будды над Марой (бог, искушавший Будду видениями прекрасных женщин), демонами, смертью и неведением, а также над всем нездоровым и губительным в этом мире;
  • благой зонтик – по аналогии с обычным зонтом, который служит защитой от солнца и дождя, этот символ воплощает в себе защиту разума от пламенного огня омрачений, а также невзгод и напастей самсары;
  • белая раковина, с завитком, повернутым вправо, символизирует распространение учения Будды и пробуждение от сна неведения. Аналогично тому, как для «полета» звука, исходящего изнутри раковины и одухотворяющего благозвучный глас Дхармы нет никаких преград, так и учение Будды доносится до слуха каждого живого существа, пробуждая их от сна неведения;
  • пара золотых рыб – символ вечной жизни, олицетворяют полноценные богатства. Блеск чешуи, похож на сияние золота. Подобно тому, как рыба плавает в воде, не ведая преград, так и для человека, достигшего просветления, не существует границ и препятствий;
  • бесконечный (вечный) узел (санскр. Shrivatsa) символизирует взаимозависимость всех явлений и живых существ во Вселенной. Подобно тому, как этот узел не имеет конца, так и этот символ одухотворяет глубокое обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости;
  • дхармачакра («Колесо дхармы» или «Колесо закона») – символ дхармы, учения Будды о пути к просветлению и избавлению от кармических перерождений в сансаре (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой). Будда является «вращателем колеса» (Чакравартин), восемь острых спиц, которого разрушают все препятствия у него на пути. Они символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни, состоящий из мудрости, нравственности и духовной дисциплины.
  • ваза «амриты» – сосуд, в котором хранится божественный нектар, приносящий бессмертие. Он символизирует долгую жизнь, богатство и процветание. Неизменный атрибут буддийских церемоний и ритуалов;
  • цветок лотоса – священное растение буддизма, он олицетворяет дух, который возвысился над чувственным мирозданием и символизирует традиционную чистоту. Он, хотя и рождается в мутной болотной воде, но его постоянно устремленные к солнцу цветки, выглядят всегда по-женски девственными и восхитительно прекрасными, излучая чистоту и свежесть.

Подношения

Ежедневно, с первыми лучами восходящего солнца, в Храм Махабодхи устремляются верующие, которые приносят с собой различные подношения, в том числе и свежие цветы лотоса, которые бережно раскладываются прямо на зеленые аллеи-кусты.

Этот ритуал в совокупности с водой, лампадами и запахом благовоний побуждает еще больше выражать свою преданность великому Учителю и укрепляет силу данного обета – творить добро ради блага всех существ.

Практика Простираний

Буддисты со всех уголков планеты приезжают в Бодх-Гая, чтобы усовершенствовать одну из техник духовной практики – простирания (поклоны). Она состоит из психо-физических упражнений и предполагает совместное физическое действие (глубокий земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием.

Местом для простираний может служить как внутреннее помещение Храма Махабодхи (например, у алтаря), так и любые другие объекты (ступа, изваяние Будды или Бодхисаттвамы), находящиеся под открытым небом на территории буддийского комплекса.

На протяжении многих веков, совершение простираний в Бодх-Гае, является первоочередной целью паломничества буддистов различных международных школ. Здесь можно увидеть индусов, тайцев, японцев и даже «экзотических» европейцев. Традиционно считается, что для того, чтобы достичь духовного самосовершенствования и Просветления, необходимо совершить в этом месте не менее ста тысяч простираний.

Парк Медитации

Всего несколько шагов вглубь парка находится живописный парк, в котором сидя на ухоженном газоне, в беседке или на берегу пруда, вдыхая свежий воздух, можно предаваться медитации и соприкасаться с безмятежностью природы.

На территории парка расположены несколько колоколов. Чтобы «позвонить» в один из них и загадать желание во благо всех живых существ, необходимо получить разрешение у служащих парка. Звук колокола настолько глубокий, что его звон разносится далеко за пределы парка.

На территории комплекса, кроме основных памятников, расположено огромное количество посвятительных ступ. На них нанесены различные надписи, по которым можно судить об их возрасте и узнать, кто является автором того или иного архитектурного шедевра.
Ступы с полукруглым сводом датируются более ранним периодом, а отличительной особенностью ступ эпохи Паллавов (VIII – XII века нашей эры) является их вытянутая форма с украшениями в виде многочисленных фигур и резьбы.

В период забытья, во внутреннем дворе храмового комплекса, в количестве нескольких десятков тысяч, располагались уменьшенные копии ступ. Возле каждой ступы были таблички с написанными на них словами о мире и добре. Теперь они «разбрелись», не без помощи паломников, по всем буддийским центрам азиатского континента.

В непосредственной близости от храмового комплекса Махабодхи расположено множество монастырей и храмов, построенных буддистами из Шри-Ланки, Тибета, Бирмы, Вьетнама, Таиланда, Китая, Бутана и Японии. Они являются местами проведения практических конференций и семинаров, а также выступлений буддийских учителей.

Несмотря на то, что с момента Просветления Будды прошло более 2500 тысяч лет, это место, как и раньше, собирает паломников-буддистов и обычных туристов-дилетантов со всего мира, превратившись в международный паломнический центр.

Кто-то приезжает сюда, чтобы помолится, помедитировать, прочитать священные тексты, получить благословение или совершить парикраму («кора) – ритуал, в ходе которого паломники совершают несколько круговых ходов вокруг Храма Махабодхи, постепенно приближаясь к нему все ближе. При этом постоянно воспроизводя из своих уст одну из самых известных мантр в буддизме Махаяны, имеющую глубокий сакральный смысл, «Ом Мани Падме Хум». А кто-то – просто удовлетворить свое любопытство.

Несмотря на то, что все они преследует разные цели, их объединяет одно – их разум засеивается плодородными семенами Просветления, которые породят богатые всходы.

В 2002 году храмовый комплекс Махабодхи был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 1056.

Виза в Индию для россиян

Для посещения Индии гражданам России необходимо оформить визу. Сделать это можно самостоятельно или через туроператора или турагентство. Более подробно о самостоятельном способе получения визы на Гоа можно прочитать в нашем блоге.

Горящие туры в Индию

Самый простой вариант попасть в Индию – купить тур на Гоа. Цены начинаются от 20000 рублей и выше с человека. Иногда можно поймать тур за 8000-10000 рублей, но такое бывает не часто. Вот стоимость туров на Гоа сейчас:

Авиабилеты в Индию

Если вы привыкли самостоятельно планировать свой отдых, то для покупки и отслеживания авиабилетов советуем вам воспользоваться нашим “календарём низких цен”. С его помощью вы сразу увидите в каком месяце и в какой день билеты в Индию стоят наиболее дешево. По умолчанию город вылета выбран – Москва, но вы можете изменить его на любой другой. Вот стоимость рейсов из Москвы в Дели:

А вот цены на билеты в Мумбаи:

Купив билеты в Индию, не забудьте оформить туристическую страховку. В путешествие может случиться всё, а медицинские услуги за границей довольно дороги. Для оформления страховки советуем вам посетить сайт наших друзей.

На нашем сайте вы можете найти много интересных и полезных статей, в том числе про отдых в Индии. Например вот небольшая подборка:

Кроме этого мы ежедневно находим для вас наиболее дешевые туры от разных туроператоров России с вылетом из Москвы и регионов РФ. Своими находками мы бесплатно делимся с вами на страницах нашего сайта. Чтобы не пропустить выгодный тур или авиабилет подпишитесь на нас в вконтакте, телеграме, инстаграме или в одноклассниках! Вот, что мы нашли для вас совсем недавно:

moonlight

Recent Posts

Билеты в Стамбул и обратно за 17000₽

Если нет желания заниматься оформлением виз, но за границу хочется, то добро пожаловать в Турцию!…

20 часов ago

Билеты в Пекин и обратно за 27000₽

Если есть виза, то самое время слетать в Китай! Авиабилеты из Москвы в Пекин и…

20 часов ago

Чартер из Уфы в Шарм-эль-Шейх и обратно за 19100₽

Башкортостан! Не пора ли остановить жизнь на паузу и немного отдохнуть на берегу Красного моря?…

20 часов ago

Туры в Тай на 13 ночей за 59000₽

Кто готов отдохнуть на Пхукете? Есть туры в Тай на 13 ночей (вылет на вторые…

2 дня ago

Туры в Турцию 5* на майские за 61400₽

Есть планы на майские? У нас есть для вас туры из Москвы в Турцию на…

1 неделя ago

Туры в Сочи на майские за 13900₽

Вот вам идея на майские: 1 мая едем с друзьями на дачу, а 2 мая…

1 неделя ago